«АВТОВАЗ»заберет половину автосалонов у одного из своих дилеров. Что ждет рынок продаж автомобилей в период кризиса

АВТОВАЗзаберет половину автосалонов у одного из своих дилеров. Что ждет рынок продаж автомобилей в период кризиса

Волжский автозавод планирует отобрать у одного из своих крупнейших дилеров – холдинга «Элекс-Полюс» – половину автосалонов в счет погашения его долгов. Задолженность холдинга перед автопредприятием была обнаружена по результатам проверки деятельности дилерской сети «Элекс-Полюса», проводившейся с конца января по начало февраля текущего года в нескольких российских городах. Комиссией автозавода на складах сети была установлена недоимка в 4147 автомобилей, которые были переданы дилеру, однако не были оплачены. Автопроизводитель оценивает свой убыток в 35 млн долл.

Впоследствии «АВТОВАЗ» рассчитывает передать центры в собственную сбытовую структуру «Лада-Сервис».

Волжский автогигант пытается разъяснить ситуацию и заявляет, что завод «является не материнской компанией, а кредитором, поэтому и получает право претендовать на центры дилера в счет погашения задолженности». На сайте «Элекс-Полюса» указано, что компания является «дочерним предприятием «АВТОВАЗа». По данным отчетности автогиганта за четвертый квартал 2008 г, концерну принадлежит 51 проц ООО «Элекс-Полюс».

Кроме задолженности перед «АВТОВАЗом» у «Элекс-Полюса» есть долги перед банками в объеме 8 млрд руб, которые планируется погасить активами компании. Вопрос лишь в том, насколько ликвидными являются эти активы, и не заложены они, положим, к настоящему моменту, ведь проблемы у «Элекс-Полюса» появились не ныне и даже не вчера.

Ранее стало известно, что «АВТОВАЗ» не стал заключать дилерское соглашение с компаниями «Элекс-Полюс» и «Инком-авто» на 2009 год. Решение автогиганта прекратить отгрузку автомобилей и запасных частей в торговые точки компании «Элекс-Полюс» было принято в начале текущего месяца. Отгрузка автомобилей прекращена, гарантийное обслуживание они имеют право проводить до 6 апреля, а потом их клиентам придется отыскивать другого дилера.

Напомним, что проблемы у «Элекс-Полюс» возникли в конце прошлого года. В декабре с компанией прервали отношения примерно все партнеры. Среди них группа СОК /автомобили Kia/, Sollers /линейка автомобилей Fiat и УАЗ/, ГАЗ, «ТагАЗ» /автомобили Hyundai российской сборки/, а также Daewoo. Не помог дилеру даже краткосрочный /на год/ кредит на 400 млн руб для пополнения оборотных средств, выделенный осенью НОМОС-банком /получен в конце сентября 2008 г/.

Для справки: «Элекс-Полюс» в докризисные времена продавал вокруг 5 тыс автомобилей Lada в луна, что примерно соответствует 8-9 проц сбыта автогиганта на внутреннем рынке. Группа занимается продажей и прокатом автомобилей, контролирует 24 дилерских центра в Москве , Петербурге, Тольятти, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и Ульяновске.

Кроме того, «АВТОВАЗ» ранее разорвал отношения с другим крупным российским автодилером «Инком-авто». Этот разрыв начался также с достаточно скандальной истории. Осенью прошлого года «Инком-авто» обвинили в торговле «Ладами» ниже себестоимости.

Представители дилерских холдингов «Элекс-полюс» и «Фаворит-моторс» потребовали от Федеральной службы по финансовым рынкам /ФСФР/ и президента «АВТОВАЗа» Бориса Алешина разобраться, почему «Инком-авто» продает автомобили Lada по ценам ниже заводских. В отправленном в ФСФР и Б.Алешину письме говорилось, что обратившиеся с жалобой дилеры приобрели в салоне входящей в «Инком-авто» компании «Авто Трейд» автомобиль ВАЗ-21074 по цене 149 тыс руб. При этом отпускная стоимость с завода на момент покупки составляла 150 тыс 937 руб, а рекомендуемая «АВТОВАЗом» розничная стоимость – 161 тыс 503 руб.

По оценкам экспертов, часть автомобилей из Тольятти в продажах крупнейшего российского дилера теперь составляет порядка 30 проц. Напомним, что ранее из-за заниженных цен в своих автосалонах «Инком-авто» лишился договора на поставку автомобилей Ssang Yong и FIAT с концерном Sollers.

В свою очередь, руководство «Инком-авто» тогда заявило, что против дилера спланирована кампания конкурентами, которые хотят в период кризиса расчистить базар автопродаж под свои задачи.

Промеж тем, эксперты считают, что разрыв отношений не выгоден тольяттинскому автогиганту. В ситуации, когда на складах предприятия скопилось более 100 тыс нераспроданных автомобилей /в январе продажи «АВТОВАЗа» в России упали на 37,5 проц/, утрачивать крупных дилеров, по меньшей мере, недальновидно. Теперь «АВТОВАЗ» пытается распределить машины, ранее предназначавшиеся для «Элекс-Полюса» и «Инком-Авто», по центрам холдинга «Лада-Сервис», реализующего предположительно 25 проц продукции автозавода.

С иной стороны, наметившийся с конца 2008 г тренд по падению уровня продаж авто в РФ диктует дилерскому рынку страны новые жесткие условия. Проще говоря, если машины плохо продаются, то нужда в услугах дилеров по реализации авто в розницу снижается. Как следствие, доходность дилерского бизнеса падает, а уход с рынка небольших дилерских центров вполне вероятный сценарий с учетом прогнозов падения объема продаж авто в 2009 г.

По данным Ассоциации европейского бизнеса /АЕБ/, в январе 2009 года в России было продано 116,5 тыс новых автомобилей российской и зарубежной сборки. По сравнению с январем 2008 г продажи упали на 33 проц.

Причина падения спроса на автомобили со стороны покупателей — мировой финансовый кризис, приведший к падению доходов населения. В январе реальная зарплата с поправкой на инфляцию упала на 9,1 проц, а реальные доходы населения – на 6,7 проц к январю прошлого года. Такие данные опубликовал Росстат, который также отметил и резкий рост безработицы. Эксперты считают, что доходы населения продолжат падение по крайней мере до конца 2009 г. В такой социально-экономический сценарий на текущий год явно не вписываются покупки новых авто, по крайней мере, для большинства россиян.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС основной редактор русской версии журналаTopGear Николай Качурин, » в период кризиса некоторые, не очень крупные дилерские центры действительно могут быть закрыты. Что касается крупных центров по продажам автомобилей, то они заморозят строительство новых точек. Сама же сеть крупных автосалонов останется в этом году на прежнем уровне». Он считает, что » и в феврале, и в марте…вплоть до мая продажи авто будут падать, и падение от месяца к месяцу будет нарастать по сравнению с показателями января. Почему я ограничиваюсь маем – просто дальше делать прогнозы не берусь».

При этом он считает, что «у автосалонов к лету появится новый тип покупателя». «Я уже столкнулся с такой практикой, когда люди, копившие деньги на улучшение жилищных условий, в истинный момент отказываются от этой затеи, а имеющиеся накопления решают истратить их на покупку автомобиля», — отмечает эксперт.

При этом он считает, что решение правительства просубсидировать процентную ставку по кредитам при покупке автомобилей среднего класса, собранных или произведенных на территории РФ, не приведет к оживлению уровня продаж авто. «Боюсь, что положительный эффект от этих мер будет незначительным. Это государственная мера, а у населения падает доверие к государству, причем в период кризиса ощутимо. Поэтому люди будут сами мыслить, как в тяжелые финансовые времена им выкрутиться и покупать, положим, автомобиль», — резюмирует свой комментарий Н.Качурин.

Похожие записи

Финансовые услуги электронных денег

Rambler's Top100