Минпромторг РФ утвердил модельный ряд автомобилей, кредитная ставка при покупке которых будет субсидироваться государством. Следует ли ожидать повышения спроса на продукцию АВТОВАЗа?

Минпромторг РФ утвердил модельный ряд автомобилей, кредитная ставка при покупке которых будет субсидироваться государством. Следует ли ожидать повышения спроса на продукцию АВТОВАЗа?

Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко подписал указ об утверждении перечня автомобилей, производимых на территории РФ и приобретаемых в 2009 году в рамках государственного заказа. Сообразно приказу, в список автомобильной техники вошел модельный ряд легкового, грузового автотранспорта и спецтехники. Указ издан в соответствии с распоряжением Владимира Путина, который ранее заявил, что субсидироваться будет покупка отечественных авто ценой до 350 тысяч рублей. Однако в конечный перечень, сообразно пояснениям Минпромторга, вошли и автомобили, цена которых превышают ранее объявленные президентом страны ценовые рамки.

Определен список автомобилей, кредитная ставка при покупке которых будет частично компенсироваться из бюджета. Указ об этом подписал накануне министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. В перечень вошел полный модельный ряд АВТОВАЗа – «классика», «Лада-Самара», «десятое» семейство, а также новые семейства Priora и Kalina. Кроме того, в перечень попала «классика», которую собирают и на других предприятиях, – ВАЗ-2104 производства Ижевского автозавода и ВАЗ-2107 производства ООО «РосЛада» и ГУП «Аргунский завод «Пищемаш».

В правительственном списке присутствуют и шесть иномарок российской сборки. Среди них внедорожник Chevrolet Niva производства GM-АвтоВАЗ, седан Fiat Albea – ОАО «Соллерс» /бывшее «Северсталь-авто»/, легковой Ford Focus производства Всеволожского завода Ford, Kia Spectra сборки ОАО «ИжАвто», седан Renault Logan, производимый на московском ОАО «Автофрамос» /совместное предприятие французского концерна Renault и московского правительства/, а также Scoda Fabia и Volkswagen Jetta, собираемые калужским предприятием Volkswagen.

Отметим, что в ценовые рамки, ограниченные верхним стоимостным порогом в 350 тыс рублей, входит полный модельный ряд АВТОВАЗа, в том числе и самые «накрученные» версии «Жигулей», а также российские иномарки Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Scoda Fabia.

Стоит подчеркнуть, что перечень попали автомобили, цена которых превышает 350 тыс рублей, причем это превышение достаточно значительное. Так, в конечный вариант перечня попал не УАЗ «Хантер», при покупке которого можно уложиться в 350 тыс рублей, а УАЗ «Патриот», стоимость которого ощутимо превышает 400 000 руб. Кроме того, к пяти иномаркам стоимостью до 350 тыс рублей в этом списке добавился более драгоценный Ford /российской сборки/ и Volkswagen Jetta. Ничего не сказано и о комплектациях обоих авто. В то же время, в зависимости от того, чем «напичканы» обе эти машины, выставляется и окончательная стоимость на них. СМИ уже отметили, что в последнем документе по списку автомобилей, покупка в кредит которых будет частично субсидироваться государством, внимание не акцентируется на цифре в 350 тыс рублей. Это замечание дает предлог предполагать, что ценовая планка была повышена без дополнительных громких заявлений.

Рискнем отметить, что появление в правительственном списке относительно дорогих Ford и Volkswagen Jetta, вероятно, есть результат лоббистских усилий руководства обоих предприятий. Не следует исключать того, что правительство, расширяя перечень за счет этих двух марок авто, хочет улучшить динамику потребительского спроса на авто в РФ.

Напомним, в конце декабря 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин объявил, что власти будут субсидировать ставки по кредитам россиян на покупку выпущенный в России автомобилей ценой до 350 тыс рублей, в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Ставка ЦБ составляет ныне 13 процентов годовых — соответственно, речь идет о компенсации примерно 8 процентов, которые можно будет вычитать из банковской кредитной ставки. Таким образом, кредит, вероятно, можно будет получить на уровне, равном или даже меньшем, чем прогнозируемая на текущий год инфляция /прим. — по последним прогнозам правительства, она будет выше ранее планируемых 13 проц по итогам 2009 г/. Отметим также, что в ближайшее время снижать процентную ставку ЦБ РФ не намерено. В частности, в последнем интервью ПРЙМ-ТАСС первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев сказал дословно следующее: «Понижать ставки пока не пора, потому что мы должны добиться полного подавления девальвационных ожиданий».

В свою очередь, по данным Минфина, на текущий год на программу поддержки покупательского спроса на автомобили заложено порядка 2 млрд рублей.

В январе 2009 года объем производства легковых автомобилей в России сократился примерно на 80 проц к уровню января 2008 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса /АЕБ/, в январе 2009 года в России было продано всего 116500 новых автомобилей российской и зарубежной сборки. Если сравнить эти цифры с январем 2008 года, то падение продаж составило 33 проц. Такого сильного падения отечественный авторынок не переживал с 1999 года. По прогнозам консалтинговой компании Ernst & Young, в 2009 году поменяется структура авторынка РФ: часть автомобилей российских марок увеличится с 25,5 проц до 35 проц. Кроме того, спрос сместится в сторону более дешевых автомобилей, что весьма выгодно АВТОВАЗу. Промеж тем объем продаж продукции АВТОВАа в январе 2009 г сократился на треть по сравнению с аналогичным показателем 2008 года. На Волжском автозаводе уверены, что протекционистские меры правительства позитивно скажутся на деятельности отечественного автогиганта. Напомним, что с 12 января 2009 года вступило в силу решение правительства о повышении пошлин на иномарки, ввозимые на территорию РФ. Решение о субсидировании ставок по кредитам на покупку машин, собранных на территории страны, также направлено на поддержание отечественного автопрома.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, «я не уверен, что эта мера сработает и поднимет интерес россиян к продукции АВТОВАЗа, в частности, если только на краткий срок». «Те иномарки российской сборки, которые попали в правительственный перечень, и так пользовались популярностью у отечественных автомобилистов», — отмечает В.Похмелкин. По его словам, «кто уже поездил на иномарках, вряд ли согласится пересесть за «Жигули» /прим. — даже при условии субсидирования государством процентной ставки по кредиту/». «Продукцию АВТОВАЗа может покупать, я считаю, только тот, кто ранее не ездил ни на одном автомобиле, или тот, кому необходимо поменять старую «Ладу» на более новую машину этой же марки. Это маленький процент от общего числа автовладельцев», — продолжает В.Похмелкин. «Поэтому меры правительства по субсидированию процентной ставки по кредитам при приобретении автомобиля, произведенного в России, стоимостью не более 350 тыс рублей не дадут необходимого эффекта, т.е. качественно не увеличат объем продаж этих машин на российском рынке. А это, в свою очередь, окончательно дискредитирует решение правительства о повышении пошлин на подержанные иномарки», — заключил он.

Похожие записи

Финансовые услуги электронных денег

Rambler's Top100