Опошленные иномарки дорожают. Будут ли россияне теперь покупать отечественные авто?

Опошленные иномарки дорожают. Будут ли россияне теперь покупать отечественные авто?

Ныне вступает в силу постановление правительства о повышении ввозных пошлин на иномарки. Соответственный документ премьер-министр РФ Владимир Путин подписал 5 декабря прошлого года. Решение кабмина поддержать отечественный автопром в период кризиса автомобилисты встретили акциями протеста, в ходе которых даже выдвигались требования об отставке В.Путина. Однако негативная реакция автомобилистов на решение правительства о повышении пошлин на ввозимые в РФ иномарки не стало преградой для вступления соответствующего постановления в положенные сроки, т.е. 12 января 2009 года.

В российском кабмине уверены, что повышение пошлин на ввозимые в страну иномарки изменит потребительские предпочтения населения страны, и в результате россияне станут приобретать автомобили, производимые на территории РФ. Данная переориентация потребительских предпочтений граждан, в свою очередь, даст толчок к развитию отечественного автопрома. Правда, эксперты говорят о том, что как только кризис будет преодолен, и доходы населения страны вновь станут расти докризисными темпами, россияне вновь начнут приобретать «настоящие» иномарки.

До сегодняшнего дня безусловный размер ставки таможенной пошлины на новые легковые машины составлял от 0,85 до 1 евро за 1 куб см объема двигателя — в зависимости от объема цилиндров движка. Повышенными пошлинами облагались иномарки старше семи лет — для них действовала ставка от 1,4 до 3,2 евро. Начиная с сегодняшнего дня за ввоз нового авто придется оплатить от 1,5 до 3,6 евро за 1 куб см, а за подержанную машину — от 2,5 до 5,8 евро за «куб». Причем, что немаловажно как для покупателей бывших в употреблении иномарок, так и для продавцов-импортеров, возраст «подержанности» снизился с семи до пяти лет. Таким образом, ставки вырастут на 20-80 проц — в зависимости от возраста автомобиля. Введение новых ставок импортных пошлин приводит к тому, что новые иномарки подорожают на 8-9 проц, стоимость на подержанные машины, по прогнозам экспертов, вырастет примерно в полтора раза из-за повышения импортных пошлин на автомобили.

Отпугивая покупателей от подорожавших иномарок не российской сборки, правительство пытается помочь отечественным автопроизводителям, в частности, аккумулируя спрос населения на их продукцию: при покупке на сумму ниже 350 000 руб кабмин обещает субсидировать ставку по автокредитам /так делают во Франции/, компенсируя банкам две трети ставки рефинансирования /8,7 проц/. В условиях падения покупательной способности населения и общего кризиса продаж традиционные отечественные марки и иностранные модели российской сборки, по прогнозам экспертов, могут завоевать вокруг 70 проц нашего авторынка. Но у российских властей имеется враз несколько разных рецептов оздоровления российских автопроизводителей. Действуя по примеру США /там GM и Chrysler получили 13,4 млрд долл, в будущем финансовом году планируется выделить еще 4 млрд долл/, оно намерено прямо подсоблять автопроизводителям — в 2009 г выделено вокруг 200 млрд руб. Кроме того, Федеральная служба по тарифам /ФТС/ 30 декабря 2008 г снизила примерно вдвое тарифы на перевозку автомобилей на Дальний Восток, а В.Путин обещал РЖД выплачивать из бюджета в течение двух лет по 70 000 руб за каждую доставленную на российскую окраину автомашину отечественного производства, в том числе и российских иномарок. При этом Россия в отличие от Франции, Швеции и объединенной Европы /Еврокомиссия выделит автопроизводителям кредит в 5 млрд евро на научно-конструкторские работы/ пока не намерена вкладывать средства в переоснащение отрасли и разработку новых, более безопасных и экологичных автомобилей, способных привлечь покупателей в будущем. В ближайшие год-два российские автопроизводители, благодаря прямой господдержке и валютной конъюнктуре, окажутся в плюсе.

Объявлено, что постановление вводится сроком на девять месяцев. Как отмечают эксперты, о том, что новые пошлины будут действовать в течение некоего ограниченного срока, было заявлено не нечаянно. Таким образом авторы правительственного постановления стараются упредить возмущение водителей и тех, чей бизнес связан с ввозом иномарок: дескать, это вынужденная мера по защите нашего автопрома в условиях кризиса. Причем правительство в этом случае действует незамысловато – с помощью «лобового» протекционизма. А борьба с последствиями кризиса, похоже, становится для власти своего рода индульгенцией для проведения сколь угодно жестких и непопулярных мер.

В свою очередь, автомобилисты /которые в декабре зарекомендовали себя в качестве еле ли не самой «протестно-активной» категории граждан/, судя по всему, если и не готовы идти с властями в лобовую, то, по крайней мере, не собираются примиряться с тем, что повышение пошлин на импортные машины стало свершившимся фактом. Как стало известно в воскресенье, Федерация автовладельцев России /ФАР/ намерена провести 1 февраля в Москве очередную акцию протеста. Столичные автовладельцы собирались выйти на митинг 8 января, но это мероприятие мэрия запретила, а устраивать несанкционированные акции по примеру дальневосточных коллег московские водители не готовы. Тогда же, 1 февраля, ожидаются митинги и протестные автопробеги в Иркутске и Хабаровске.

Похоже, господство все же приняла во внимание декабрьские выступления дальневосточных автомобилистов: на первом в этом году пленарном заседании Госдумы, которое пройдет 14 января, депутаты обсудят «меры по снижению социальной напряженности в связи с повышением пошлин на ввоз иномарок».

Промеж тем, накануне по проблеме повышения пошлин на ввозимые в страну иномарки высказался и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он, в частности, предложил смягчить негатив от введения новых пошлин на иномарки выплатой компенсаций. Государство должно предпринять меры, которые снизят негативный эффект, вызванный введением в России с этого года повышенных пошлин на иномарки. Одной из таких мер может стать выплата денежных компенсаций, считает спикер С.Миронов. О каких компенсациях, кому и при каких условиях может идти речь, он не уточнил. Скорее всего, С.Миронов решил в свойственной ему манере /без каких-либо репутационных и политических издержек и потерь в глазах руководства страны лично для себя/ начать дискуссию о социальных последствиях мер правительства по поддержке отечественного автопрома посредством повышения пошлин на ввозимые в страну иномарки.

«Болезненная общественная реакция на введение пошлин на иномарки требует от государства дальнейших действий для смягчения негативных социальных последствий этого решения, особенно в восточных регионах страны», — сказал С.Миронов. По его мнению, решение о введении пошлин, которое вызвало так много споров, не будет пересмотрено, по крайней мере в обозримом будущем. Без энергичных действий, смягчающих негативные социальные последствия подобного решения, обесценивается и экономический смысл повышения пошлин. Это означает, во-первых, что должны быть предприняты компенсационные меры в отношении граждан, чей достаток и благоденствие связаны с импортом зарубежных машин. И, сперва всего, это должны быть меры, направленные на поддержку малого бизнеса в смежных сферах экономики, считает С.Миронов. Совместно с тем, по его мнению, повышение пошлин не должно стать поводом для необоснованного роста цен на машины отечественного производства. «Далее, сообщество вправе потребовать от производителей автомобилей традиционных российских марок исчерпывающей информации, что они намерены сделать и в какие сроки, чтобы, воспользовавшись льготными условиями, повысить качество и надежность своих машин, и государство должно обязать автопроизводителей предоставить такую информацию», — подчеркнул спикер Совета Федерации. Как отметил С.Миронов, история с введением пошлин показала, что подобного рода решения, которые задевают интересы большого количества людей, должны приниматься в условиях большей открытости, с более полным учетом интересов всех социальных слоев и групп, которых они касаются.

Уразумели и дозрели ли российские автомобилисты до мер правительства по поддержке отечественного автопрома – выяснить достаточно не сложно. Первые статистические данные по продаже отечественных машин в РФ в 2009 г должны показать, будут ли россияне в этом году активнее приобретать машины, произведенные в РФ.

Похожие записи

Финансовые услуги электронных денег

Rambler's Top100