Сомалийские пираты «отхватили»крупную добычу

Сомалийские пираты отхватиликрупную добычу

Сомалийские пираты и не думают менять систему жизненных ценностей, продолжая совершать дерзкие захваты судов. Не успели притихнуть страсти по «Фаине» — эпопея с судном благополучно завершилась в середине февраля прибытием моряков в киевский аэропорт «Борисполь» — как начались новые мощные атаки.

Напомним, что украинское судно «Фаина» было захвачено 25 сентября 2008 года сомалийскими пиратами в акватории Аденского залива. В результате долгих переговоров была согласована совокупность выкупа. 3 февраля 2009 года выкуп был передан пиратам, которые покинули судно 5 февраля, потом чего корабль направился в точку назначения – кенийский порт Момбаса.

Затишье на сомалийском фронте долгим не оказалось, и вот появились данные о новых захватах. 22 марта информационные агентства сообщили о захвате в Аденском заливе индийского судна Al Rafiquei с 16 членами экипажа. 20 марта такая участь постигла греческое судно Titan с 24 членами экипажа.

26 марта жертвами морских разбойников стали греческий химический танкер Nipayia /водоизмещение 9 тыс тонн, зафрахтовано расположенной в Афинах компанией Lotus Shipping/ и норвежский Bow Asir. В плен к пиратам грузовые танкеры с россиянами на борту попали с разницей в несколько часов. Информации о выкупе пока не поступало.

Это, пожалуй, самый крупный «улов» морских разбойников за последнее время. И успеху морских разбойников «порадовались» нефтяные котировки – на рынке нефти царит оптимизм, отчасти связанный и с неплохой экономической статистикой из США, свидетельствующей о меньшем, чем ожидалось, сокращении ВВП. По итогам торгов на NYMEX котировки майских фьючерсов на легкую малосернистую нефть выросли на 1,57 долл США, или на 3 проц, до 54,34 долл за баррель. Котировки майских фьючерсов на нефть марки Brent на ICE Futures выросли на 1,71 долл, или на 3,3 проц, до 53,46 долл за баррель. Нестабильность в районе Сомали добавляет поводов для роста на нефтяном рынке.

Греческий танкер с 18 филиппинцами и одним россиянином на борту был атакован предположительно на расстоянии 400 миль от населенного пункта Хобио на побережье Сомали. Норвежский же Bow Asir направлялся из Персидского залива в Кению, когда подвергся нападению морских разбойников в 250 милях к востоку от сомалийского побережья. На борту этого танкера более 20 человек — граждане России, Норвегии, Польши, Литвы и Филиппин. Пираты, как обычно, были вооружены автоматами, нападающих было вокруг двух десятков человек.

Эксперты отмечают, что нападения на суда происходят все дальше в море, и это говорит о том что пиратская тактика прогрессирует день от дня. Так, морские разбойники адаптируются к действиям международных сил. Пиратов уже не пугают военные морские патрули НАТО, Евросоюза, США и Китая у побережья Сомали и Аденского залива. Морских разбойников не устрашила даже сила российского сторожевика «Безбоязненный», который находился в водах Аденского залива с сентября 2008 года, где успешно участвовал в «противопиратских» операциях. А в марте 2009 года миссию у побережья Сомали завершил отряд в составе БПК «Адмирал Виноградов», морского спасателя «Фотий Крылов», танкеров «Борис Бутома» и «Печенга».

Тем не менее, в 2008 году пиратам удалось установить рекорд по числу захваченных кораблей — в районе Африканского Рога, по данным ООН, в 2008 году было зафиксировано 111 разбойных нападений на торговые суда, что втрое превышает показатели 2007 года. В плену оказалось 42 судна и 815 человек из членов экипажа.

Ситуация потребовала решительных мер, и уже правительство Сомали подготовило ряд комплексных мер по борьбе с пиратством в регионе. Посол Сомали в РФ Мухаммед Мухаммуд Хандуле сообщил журналистам, что «морская администрация Сомали выступает с инициативой создания коридора безопасности методом формирования караванов. При этом правительство признало, что необходим ряд законов, направленных на увеличение благосостояния народа с целью устранения экономических предпосылок к пиратству.

Он подчеркнул, что борьбу с пиратством необходимо проводить как на суше, так и на море. Посол признал, что в регионе присутствует достаточное количество военных кораблей, единственная проблема – несогласованность их действий. Нужно согласовать единичный маршрут, время прохождения и единую частоту в караванах, которые будут сопровождаться военными судами.

Международные силы не дремлют, и Североатлантический альянс продолжает оберегать от пиратов международные морские транспортные пути, проходящие вдоль берегов Африканского континента. В Аденский залив 29 марта отправляется отряд российских кораблей в составе Большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Пантелеев», спасательного буксира, танкеров «Ижора» и «Иркут».

Проблему пиратства не решить силами нескольких десятков военных кораблей. Патрулировать каждое торговое судно, проходящее маршрутами Индийского океана — чересчур накладно. Кроме того, действия международных сил не согласованны, а поэтому их эффективность ограничена. Для решения задачи по искоренению пиратства у африканских берегов следует навести порядок в самом Сомали, о чем часто рассуждали эксперты.

Страна, находящаяся в состоянии гражданской войны с 1991 года, фактически неуправляема, поскольку Сомали руководит Переходное федеральное правительство, которое признано международным сообществом в качестве законной сомалийской власти, однако оно контролирует только доля Южного Сомали совместно со столицей Могадишо. В конце декабря 2008 году в отставку подал президент Сомали Абдулла Юсуф Ахмед, а конфликт парламента и президента связан с разными позициями по переговорам с воюющими исламскими группировками.

Ясно, что порядок надобно наводить изнутри, но кто будет этим заниматься? США, пытавшиеся заняться этим в 1993 году, особенного успеха не добились. А второго «мирового жандарма» пока не выявлено.

Развитым странам, для которых на первый план вышли теперь экономические проблемы, не до порядка в африканской стране. Видимо, стоит полагать, что решение проблемы пиратства в районе Сомали откладывается на «посткризисный период».

Похожие записи

Финансовые услуги электронных денег

Rambler's Top100