Социологи выяснили, что в кризис россияне жаждут уверенности в завтрашнем дне и готовы довольствоваться малым

Социологи выяснили, что в кризис россияне жаждут уверенности в завтрашнем дне и готовы довольствоваться малым

Кризис заставил россиян серьезно пересмотреть свои финансовые притязания: в большинстве своем граждане больше не мечтают об увеличении зарплат и большом количестве работы как способе совершить карьерный взлет в отсутствии уверенности в том, что завтра их не уволят. Запросы россиян стали более рациональными: главное, по их мнению, получать гарантированную зарплату, пусть даже меньшую по сравнению с прошлыми доходами. Кроме того, на «вершине» ожиданий россиян в период кризиса возвышается достаточно приземленные желание иметь уверенность в завтрашнем дне. Эти, на первый взор, банальные мечты граждан можно квалифицировать, похоже, как стремление россиян узнать ответ на «генеральный» и, пожалуй, самый знаменитый вопрос среди обывателей, а именно, когда же закончится кризис.

Как показал опрос Всероссийского центра общественного мнения /ВЦИОМ/, россияне в условиях кризиса стремятся жить «не хуже» других и отдают предпочтение уверенности в завтрашнем дне. Как сообщила ныне начальник по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук, «главным приоритетом россиян остается маленький, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне /52 проц/». «По сравнению с прошлым годом, часть таких ответов увеличилась на 8 проц», — сказала она. Опрос показал также, что приверженцами подобной позиции чаще оказываются женщины /55 проц женщин против 45 проц мужчин/. Снизилось /с 34 проц в 2008 году до 28 проц в 2009 году/ число тех, кто предпочитает много трудиться и хорошо зарабатывать при отсутствии гарантий на будущее, отмечают социологи. Такая позиция более характерна для мужчин /31 проц мужчин против 25 проц женщин/.

Ведение собственного дела «на свой страх и риск» выбирает достаточно незначительная часть респондентов – всего 8 проц опрошенных. Реже всего /3 проц/ респонденты отдают предпочтение небольшому заработку с большим количеством свободного времени.

Таким образом, в период кризиса большинство россиян стали больше оценивать и любить свою работу, выражая готовность работать в условиях серьезной нагрузки на рабочем месте.

По данным социологов ВЦИОМ, россияне, как и год обратно, чаще всего ставят перед собой цель «жить не хуже», чем большинство семей в их городе или районе /47 проц/, что, в определенной степени, является иллюстрацией ментальных особенностей жителей страны. Совместно с тем, выросла часть респондентов /с 21 проц в 2008 году до 26 проц в 2009 году/, которые стремятся «выжить и как-то свести концы с концами». Реже россияне стали ставить перед собой цель «жить как все» в своем городе, районе — год обратно такой ответ давали 21 проц опрошенных, теперь же этого хотят 16 проц. Вероятно некоторое противоречие в ответах респондентов на вопросы о том, стоит ли соизмерять свой теперешний достаток с «соседским» уровнем жизни, отчасти продиктована тем, что большинство россиян в период кризиса полностью «переключилось» или даже замкнулось на решении внутрисемейных финансовых проблем. При этом граждане отрешились от реакции окружающих на предпринимаемые ими антикризисные меры. К уровню жизни средней семьи из Западной Европы и США стремятся ныне лишь 6 проц россиян, и только 2 проц ориентируются на повышение этого уровня жизни.

Большинство опрошенных /66 проц/ по-прежнему считают, что людям ныне не хватает, в первую очередь, материального достатка. Таким образом, часть таких респондентов за год снизилась на 5 проц /ранее было 71 проц/. Второй по популярности ответ — «ощущение уверенности в себе» /26 проц/, что в определенной степени свидетельствует о том, что граждане стали разуметь, что с кризисом воевать легче, если веровать в собственные силы.

По сравнению с 2008 годом произошла смена доминирующей стратегии устройства жизни в период кризиса. В 2008 году россиянам чаще всего приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себе и своей семье терпимую жизнь /43 проц/, а 31 проц жили «как прежде». Нынче же доли приверженцев этих стратегий примерно «зеркально» изменились /31 проц и 45 проц соответственно/. В то же время 16 проц опрошенных признаются, что не могут приспособиться к нынешним переменам. И только 3 проц, против, удается использовать новые возможности. Таким образом, для подавляющего большинства россиян финансовые и карьерные перспективы в период кризиса оказались фактически «заморожены».

Свою работу большинство /63 проц/ россиян воспринимают, сперва всего, как источник получения средств к существованию. При этом стоит отметить, что процесс переобучения и смены профиля работы для россиян в период кризиса и трудовой нестабильности проходить весьма болезненно. Примерно каждый десятый /12 проц/ считает свою работу важной и интересной, независимо от оплаты. Примерно столько же /11 проц/ респондентов ответили, что работа для них занимает не первое место в жизни. Ряд соцопросов показал, что в период кризиса среди россиян стали доминировать, в частности, семейные ценности. Значительно реже /35 проц/ наши сограждане относятся к труду как к неприятной обязанности. Затруднились ответить на этот вопрос 10 проц от общего числа участников опроса. Кстати, по сравнению с 2008 годом, данные по этому спектру вопросов практически не изменились /не более чем на 2 проц, что меньше уровня статистической погрешности/.

Отметим, что опрос ВЦИОМ был проведен с 28 февраля по 1 марта, с 7 по 8 марта и с 21 по 28 марта 2009 года. В нем приняло участие 1600 человек в 140 населенных пунктах из 42 областей, краев и республик РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,4 проц.

Похожие записи

Финансовые услуги электронных денег

Rambler's Top100