«Урал промышленный»в эпоху кризиса. Что ждет индустриальное сердце России?

Урал промышленныйв эпоху кризиса. Что ждет индустриальное сердце России?

Экс–директор Федеральной службы судебных приставов России, а нынче полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Николай Винниченко провел первую пресс-конференцию в новой должности. Рассказывая журналистам о том, чем живет подшефный ему Урал, Н.Винниченко коснулся антикризисной политики властей округа, а также того, каким образом финансовая нестабильность корректирует стратегии развития УрФО и влияет на экономические показатели.

Урал – индустриальное сердце России, сказал полпред. Это центр нефтяной, газоперерабатывающей промышленности, металлургии, станкостроения. На долю Уральского округа до настоящего момента приходилось до трети всего ВВП России.

Вообще, динамика роста экономики округа по большинству направлений была выше среднероссийских темпов развития основных отраслей промышленности. УрФО лидировал по уровню жизни, а также по темпам сокращению смертности, сообщил полномочный представитель президента.

Безусловно, кризис затронул округ, а сильнее всего пострадала главная составляющая его экономики – металлургия, сильно сдавшая из-за падения цен на мировом рынке.

2008 год УрФО закончил с индексом промышленного производства, сопоставимым с 2007 годом. А вот начало 2009 года /январь-февраль/ стало для округа менее успешным и снижение основных показателей было внушительным. Пик падения, по мнению Н.Винниченко, еще не пройден. Совместно с тем полпред уже успел заметить определенные положительные сигналы в экономике. Смену тенденций ему удалось зафиксировать в конце февраля.

Что касается основных показателей социальной составляющей кризисных явлений – безработицы и задолженности по заработной плате, то, как и в других округах, ситуация каждодневно отслеживается и анализируется.

По данным Н. Винниченко, до конца прошлой недели задолженность по заработной плате в округе была самой низкой по РФ, но дословно за считанные дни прирост задолженности составил 50 проц.

Полпред выражает надежду в локальном характере явления на фоне позитивной динамики снижения задолженности по ряду регионов.

Динамика прироста безработицы стабилизируется. Если в декабре-январе еженедельный прирост безработицы составлял вокруг 10 проц, то теперь этот показатель снижается до 6-5,3 проц. По мнению полномочного представителя, через какое-то время округ выйдет «в ноль» по этому показателю. В округе создана система антикризисных штабов на субъектном и муниципальном уровнях для оперативного принятия решений и действий.

Учитывая сложность ситуации, нельзя забывать, что кризис рано или поздно минует, и необходимо уже ныне закладывать фундамент для дальнейшей перспективы развития экономики.

Говоря об этих перспективах, полпред упомянул стратегию социально-экономического развития УрФО, известную как «20-20» . В документе акцентируется внимание на инновационном потенциале экономики округа, несмотря на то, что при разработке этой стратегии задействованы три составляющие развития: инерционная, сырьевая и инновационная.

При обсуждении стратегии звучали предложения скорректировать документ с учетом финансовой нестабильности, тем не менее решено было оставлять нетронутыми основные параметры, поскольку, «разрушая ядро», можно обессмыслить любую инициативу.

Особенностью стратегии является ее связанность со стратегией развития экономик шести областей, она не существует в отрыве от реальности, базируясь исключительно на глобальных экономических задачах Уральского федерального округа в целом. Как сообщил Н.Винниченко, планируется, что в результате реализации этой стратегии к 2020 году благосостояние населения возрастет более чем в 2 раза. Кроме того, в 2-3 раза вырастет производительность труда, а также уменьшится процент населения, проживающего в экологически неблагополучных регионах которых ныне в УрФО более 46 проц.

В рамках стратегии предполагается, что существенно возрастет вклад металлургической и обрабатывающей промышленности в экономику округа. Как ожидается, к 2030 году обрабатывающая промышленность в объеме уравняется с добывающей, и таким образом будет осуществлен уход от избыточного сырьевого акцента и моноэкономической системы.

Важнейшим элементом стратегии является проект «Урал промышленный — Урал полярный», над которым трудились «лучшие умы» УрФО. Как сообщил Н.Винниченко, в течение 2009 года будет завершена проектная доля работы, а уже в 2010 году планируется практическая реализация поставленных задач.

Целью проекта является комплексное освоение полярного Урала, ради которого затевается строительство железной дороги протяженностью порядка 1200 км, которая свяжет север, юг Урала и его восточную доля в единое целое

Строительство повлечет за собой творение инфраструктуры, сопутствующей автомобильной магистрали, разработку месторождений разного спектра, а сам проект позволит сократить «плечо» доставки жидких энергоносителей от мест добычи до мест их потребления.

«Урал промышленный — Урал полярный» позволит создать порядка 200 тыс дополнительных рабочих мест и привлечет к сотрудничеству экономики других регионов.

В чем уникальность «Урала»? По данным Н.Винниченко, этот проект – один из немногих в России, созданный комплексно и подготовленный при активном участии Российской академии наук. Кроме того, в разработке принимали участие ученые и эксперты УрФО.

Проект ориентирован на отечественного производителя и призван поддержать российскую экономику. «При прямом участии дирекции проекта и Аппарата полномочного представителя мы планируем в одном из регионов провести выставку промышленного оборудования, которое округ может предложить нефтяной отрасли, — рассказывает полпред. — Мы хотим показать представителям нефтяной отрасли, какие механизмы, оборудование производятся в УрФО для главный на ныне отрасли округа».

Представленное на выставке оборудование, по мнению полпредства, даст понять, что российский производитель также в состоянии предложить аналогичное зарубежному оборудование, но по более низкой цене.

Что касается финансовой стороны вопроса, то проект «Урал промышленный — Урал полярный» профинансирован в текущем году в полном объеме. В отношении 2010 года — а именно на этот год запланирована практическая реализация поставленных задач — в истинный момент Инвестфонд, аппарат полномочного представительства активно работают с Министерством регионального развития для того, чтобы понять порядок выделения средств.

«На каждый рубль, вложенный государством в экономику проекта, придется, по нашей оценке, до пяти рублей инвестиций», — сообщил Н.Винниченко, который убежден, что к концу 2009 года организаторам удастся наполнить инвестиционный портфель и начать строительство железной дороги. Да, проектная смета «Урала промышленного» рассчитана по ценам 2007 года, рассказывает полпред. Изменение отправных данных – курса рубля, и соответственно бюджета, – станет причиной осуществления коррекции в расчетах.

Известно, что старт амбициозному проекту был дан на совещании по социально-экономическому развитию УрФО в мае 2005 года в Челябинске. Занимавший в то время пост главы РФ Владимир Путин подчеркнул, что задание развития транспортной инфраструктуры страны является национальным приоритетом, и развитие транспортной системы в Уральском округе должно отвечать долгосрочным интересам всей российской экономики.

В истинный момент в «Урал» готовы вкладывать инвестиции ряд крупных компаний, в том числе зарубежных.

«Среди тех, кто готов инвестировать средства, — ТНК-ВР, «Российские железные дороги», а из зарубежных –Райффайзенбанк», — сказал Н.Винниченко журналистам.

Похожие записи

Финансовые услуги электронных денег

Rambler's Top100